ГЖЕЛЬ

Вид: Список / Сетка
На странице:
Сортировка:
БУКЕНД (ДЕРЖАТЕЛЬ ДЛЯ КНИГ) "БОГАТЫРЬ"
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. НАЧАЛО 20 ВЕКА. ЧАСТНЫЙ ЗАВОД. ГЖЕЛЬ. СКУЛЬПТОР Б. ЛАНГЕ. БЕЗ РЕСТАВРАЦИИ. ОРИГИНАЛ ..
100 000.00 р.

Гжельский керамический завод - подмосковное предприятие -  расположено в Гжели, в с. Речицы (Раменский район) - в самом центре русской народной керамики. Оно является одним из самых значительных предприятий страны, связанных с развитием традиционной керамической культуры. Распоряжение о создании завода, называвшегося с момента основания "Гжельский керамический завод "Всекохудожник", датировано 1929 годом. Однако история этого производства насчитывает более ста семидесяти лет. Территориально современное предприятие на-ходится на месте бывшего завода братьев Фартальных, основавших его в 1830 году в селе Речицы, крупнейшем и самом знаменитом селе Гжели. С самого начала этот завод выступал среди других заводов региона, специализировавшихся на выпуске фарфора, как ведущее предприятие по выпуску разнообразной керамической майолико-вофаянсовой посуды, скульптуры, изделий "под бронзу" (сорт фаянса). Вплоть до начала 10-х годов ХХ века завод сохранял хорошее качество своей глубоко традиционной продукции. На его производственной базе, в определенной мере разоренной после революции, особенно в период политики экспроприации, и был создан завод "Всекохудожник", использовавший сохранившиеся местные людские кадры.  Еще в начале 1920-х годов завод функционировал и как учебная база, здесь находились керамические мастерские ВХУТЕМАСа, где студенты проходили производственную практику и даже создавали майоликовую продукцию, которая шла на экспорт. Это был и старый дореволюционный ассортимент ("Богатыри" Б. Ланге, аптечная посуда, изразцы) и новая советская тематическая скульптура. Также на территории завода в 1925-26 годах работала Гжельская керамическая школа, выпускавшая мастеров-керамистов, гончаров, формовщиков и живописцев для гжельских артелей. В ней преподавал знаменитый мастер-керамист, уроженец Гжели, преподаватель Императорского Строгановского училища Г.В. Монахов. Именно он стал одним из ведущих специалистов завода "Всекохудожник". На заводе Монахов делал вазы с кристаллическими и потечными глазурями, дающими разнообразные живописные эффекты. В 1930-е годы завод оказался в центре работ по созданию новой традиции. Он был определен главным предприятием по изготовлению архитектурного декора, скульптуры и изделий для Дворца Советов и стал в эти годы ведущим предприятием страны, восстанавливавшим утраченную связь и лучшие керамические традиции искусства России нач. ХХ века. Благодаря Монахову и приглашенному им крупнейшему отечественному искусствоведу-ученому в области народной керамики А.Б. Салтыкову, работавшему на заводе с 1934 года, здесь было налажены производство керамики с кристаллическими глазурями и техника восстановительного обжига. Поиски по возрождению майолики шли в 30-е годы уже не по старой гжельской, оборвавшейся линии, а путем переноса сюда техники майоликового производства дореволюционного Строгановского училища и Абрамцевской мастерской. Произведенная Салтыковым работа по созданию керамических облицовочных материалов, применявшихся в новой архитектуре и метро, открыла новые возможности в развитии современного монументального искусства, продолжавшие традиции керамического декора, распространенные в русском искусстве с XVI века. Изучая принципы народной живописи, Салтыков возродил прием росписи "свободной кистью". Сочетание традиционных форм изделий гжельских мастеров, применение широкой палитры цветных глазурей и народной росписи дало отличный результат. В ХХ веке здесь начало развиваться новое керамическое искусство, оформившееся к концу ХХ столетия в такую же сложившуюся традицию, как и старое искусство Гжели XVIII-XIX веков. Немало изделий на заводе выполнила создатель современной народной гжельской традиции Н.И. Бессарабова (ваза "Балкончик", скульптура "Баранчик", "Голубь"). С конца 1950-х и в 1960-е годы важную роль в формировании лица завода сыграл А.Г. Сотников, выдающийся советский керамист. Одновременно Гжельский завод становится керамическим центром, базой для выполнения собственных авторских изделий художниками-профессионалами. На протяжении 70-80- х годов здесь работали почти все ведущие советские художники-керамисты. Именно эти годы закрепили за заводом специализацию выпуска серийной авторской керамики, выпускаемой небольшим тиражом, но все время опирающейся, при этом, на народную основу, гончарство. Роспись по сухому черепку солями и ангобами сохраняла натуральный цвет глины и традиции гончарного производства. В гжельской майолике того времени преобладали бежевые, кремовые, коричневые, болотные и черные тона разных оттенков в сочетании с зеленым, розовым, голубым и синим цветом, не считая белого цвета ангоба или эмали. В тематике гжельской майолики 60-80-х годов основными были природные и сельские мотивы, характерные для искусства региона с XVIII века. Активно сотрудничавшие с предприятием московские художники М. Фаворская-Шаховская, Е. Лясс и др. считались представителями народной линии в искусстве керамики. Даже высоко профессиональное творчество лауреата Государственной премии А.Белашова, автора выполненного на заводе керамических рельефов для Палеонтологического музея, имеет сильные местные гжельские корни по линии мастеров Чухляевых. Слияние профессиональной, академической линии в индивидуальном творчестве художников-профессионалов с народной, с традицией коллективного творчества мастеров было очень плодотворно у московских художников, особенно в творчестве В.Булыгиной, А.Равкина. 1990-е годы - стали новым этапом в развитии завода. Экономические изменения в стране позволили предприятиям с большей самостоятельностью формировать ассортимент и ориентироваться на растущий спрос на изделия традиционной стилистики. В начале девяностых была создана заводская художественная лаборатория, со-стоящая из художников-мастеров, окончивших Гжельский техникум (колледж) и Абрамцевское художественное-промышленное училище, связанное с неорусской линией, дополняющей местную народную. В эти годы параллельно с уже сложившейся художественной стилистикой стала развиваться местная, традиционная для гжельской майолики ХУIII - XIX веков. Эта линия стала опираться на сформировавшуюся здесь учебную школу мастерства, которая дает кадры для предприятия Худфонда. В этом качестве выступил в конце 1980-х годов Гжельский художественный колледж, учебные программы которого ориентированы на освоение учащимися наследия промысла. Многие художники-мастера завода являются выпускниками именно этого колледжа - Н.В. Чекнева (главный художник), О. Иванова, Н. Масловец, А. Крумплевская, Л. Данилкина (внучка Т.С. Дунашовой), А. Семышева, М. Ескина. Именно этими художниками стала развиваться мало известная в художественных кругах традиция гжельской майолики XIX века - выпуск изразцов, всевозможных ваз и кашпо, керамики в "античном" вкусе, различных имитаций техник: под бронзу, под мрамор и прочНыне на заводе продолжают работать, все более активно и творчески, потомки старых керамических династий, зачастую сильно пострадавших от раскулачивания в конце 20-х годов и утративших собственные частные производства - Монаховы, Да-нилкины, Чекневы, Бызыкины, Чухляевы, Панфиловы-Жадины, Бученковы. Директор завода Мухин Ю.М.- потомственный керамист, прямой потомок Жадиных, правнук упомянутого выше Т.А. Жадина. Всего в штате завода 150 человек, из них более 100 мастеров, 6 художников. Объем выпускаемой художественной продукции по линии народных художественных промыслов составляет 100 процентов. Ассортимент весьма разнообразен. Традиционное направление представлено разработанными членами художественной лаборатории и художниками МСХ изделиями - кружки ( "Кижи", "Морская", "Пиво", "Север" А. Соболева, В. Панфилова, Е. Лукиновой), спортивные кружки, масленки ("Черепаха" М. Ескиной, "Курица-наседка", "Иволга" Н. Чекневой), шкатулки, копилки, наборы для специй, подсвечники, кумганы (А. Семышевой, А. Крумплевской, Л. Ненашевой), скульптура, разнооб-разные чайники А. Равкина, сервизы, пепельницы, горшочки разнообразной формы и виды кашпо (на ножке, овальное, квадратное, круглое, кашпо-амфора, кашпо с поли-вами, "мраморная масса", кашпо с ручками и др.) т.е. ассортимент, характерен для гжельской майолики XIX века и по формам, и по используемым техникам. В конце XIX века в Гжели особенно была популярна антично-терракотовая техника. Эта тра-диция представлена выпускаемыми на манер "античных" ваз разнообразными кашпо, горшками, вазами, покрытыми черной краской внутри (автор Н.Чекнева).

Работает на ocStore
АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН ЛЕТОПИСЬ УФА © 2024