АРТЕЛЬ КЕРАМИК

Вид: Список / Сетка
На странице:
Сортировка:
ДОЯРКА
СССР, 1940-50-е годы, БИСКВИТ ..
15 000.00 р.
КОЛХОЗНИЦА СО СНОПОМ (ЖНИЦА)
СССР, 1940-50е ГОДЫ ..
8 000.00 р.
КОНЬКОБЕЖКА СКОБЛИКОВА
СССР, 1950-е ГОДЫ ..
8 000.00 р.
ПТИЧНИЦА
СССР, 1940-50-е ГОДЫ, БИСКВИТ ..
7 000.00 р.

В годы первой мировой войны 1914 – 1918гг. и последовавшей за тем Октябрьской революции и гражданской войны, жизнь кукольного завода замерла. Во времена «новой экономической политики» «ожил» мелкий предприниматель Бричкин. Ему удалось сохранить большую часть средств и, хотя его завод на Горошках был частично во время войны разрушен, он, с разрешения власти, и пользуясь возможностями НЭП, восстанавливает производство и снова приступает к выпуску фарфоровых изделий.
Работа частника Бричкина продолжалась примерно до 1925 года. В 1924 году было основано в Полонном так называемое ссудно-сберегательное производственно-кредитное товарищество. Основной задачей этого товарищества было кооперирование кустарей одиночек.
Бричкин обратился в товарищество и заявил о закрытии своего предприятия в Горошках. Ему разрешили вступить в товарищество, как пайщику, и получили организовать коллектив по выработке художественных изделий из фарфора в селе Право-Хоморное. Следует отметить, что на месте, которое было предоставлено под строительство, находился горшочный цех частника М. Шмарцмана, который был национализирован.
Под руководством Бричкина и в основном на средства ссудно-сберегательного товарищества и паевых взносов рабочих было построено к концу 1925 года горно для обжига изделий и необходимые помещения. Предприятие в основном было копией завода на Горошках. И даже часть материалов была оттуда использована.
Кроме того, сюда пригласили наиболее квалифицированных рабочих, которые раньше работали на заводе в Горошках, и это позволило быстро наладить производство скульптурных изделий. Это были годы НЭПа. Бричкин был бригадиром коллектива при ссудно-сберегательном товариществе. На предприятии работало до 20-ти человек, и оно выпускало несколько тысяч изделий в месяц.
В 1927 году коллектив был оформлен в самостоятельную уставную промышленную артель под названием «Керамик» и это название сохранилось за ним около 30-ти лет, до 1956 года. К этому времени (1927г.) тут уже работало до 35-ти человек. Рабочие не пожелали, чтобы ими руководил дальше бывший частник и товарищество освободилось от недавнего предпринимателя. По решению местной власти он был выслан из города.
Первым председателем кооперативной артели был избран опытный рабочий модель-рабочий Демьян Ротальский. Не имея никакого опыта в управлении производством, Ротальский постепенно налаживает работу предприятия и даже увеличивает выпуск продукции. Часть старых, дореволюционных скульптур снимается с производства, и налаживается производство новых – «Футболисты», «Шахтеры», «Дети», «Кузнец», «Тарас Шевченко», «А.Пушкин», «Н.Гоголь» и т.д. Занятое созданием гигантов индустрии, Советское государство не могло уделить должного внимания маленькой кооперативной артели. На первых порах ей приходилось изыскивать на месте необходимые для работы материалы и оборудование, расширять и по возможности механизировать производство. Были времена, когда фарфоровую массу для работы из-за невозможности приготовления на месте, брали на соседнем фаянсовом заводе. И одного барабана этой массы хватало для работы почти на целый месяц. Даже небольшое горно – его объём не превышал 20 куб.м. – имевшееся в артели, очень часто не было загружено. Временами за один два месяца выпаливали одно горно продукции. Она выпускалась в основном не глазурованная и не крашеная.
Так продолжалось 10 лет.
После Д.Ротальского председателем артели «Керамик» был избран Николай Филипович Магдик, а перед Великой Отечественной Войной делами артели руководил Беспятко.
В1935-1937 гг. артель стала приобретать некоторое оборудование. Был куплен новый нефтяной двигатель на 18 л.с., приобретены бегуны для помола материалов. Вступил в строй «Русский муфель» для обжига крашеных изделий, что дало возможность выпускать продукцию более высокого качества. До этого, как известно, скульптуры выпускались в основном в двух разновидностях - из белой и цветной фарфоровой массы с разными оттенками.
Художников на заводе в то время (1937г.) было всего 5 человек. Артель в этом году строительство нового здания формовочного цеха, которое к началу войны ещё не было полностью окончено. В 1941 году артель освоила выпуск более 70-ти наименований скульптур различной тематики. Предприятие выпускало в последние предвоенные годы продукции на сумму 65 тыс. рублей в месяц, 7-8 тыс. единиц скульптурных изделий, пользовавшихся спросом у населения. Предприятие входило в систему Украинского Художественного Промышленного Союза. Число художников по сравнению с 1937 г. Увеличилось более чем в 5 раз и достигло 27 человек.
Артель в первые годы оккупации практически не работала и только в 1942 г., было организовано производство гончарных изделий. В основном это были нужные для населения горшки. На работе было занято около 20-ти человек. Выпускаемую продукцию в основном сбывали на местном рынке. Рабочие получали около 10 руб., а в те времена за эти деньги можно было купить лишь кусок хлеба весом в 250гр. 3 января 1944 года войска Первого Украинского Фронта освободили Полонное. За время оккупации было частично приведено в негодность оборудование артели «Керамик», разрушены несколько цехов. В период восстановления артели, была поставлена задача - как можно скорее наладить производство простейших изделий, как скульптурных, так и гончарных горшков. К концу 1944 г. В артели уже работало 18 человек, в основном женщины. Продукция обжигалась в маленьком гончарном горне, объёмом 4 куб.м., сохранившиеся с довоенного времени горно почти не использовалось.
Предприятие в 1945 г. По-прежнему выпускало такую же продукцию, что и в предыдущем году. В месяц выпускалось приблизительно 500 скульптурных изделий и около 1000 горшков. К концу года количество рабочих увеличилось на 5 человек, и составляло 23. Делами артели в то время руководил Л.П. Петровский. Работа велась в 4-х неприспособленных помещениях.
В начале 1946 г. Начались работы по восстановлению рецептуры фарфоровой массы с целью налаживания выпуска скульптурных изделий из фарфора. Подготовка велась к этому несколько месяцев, и только во второй половине года артель стала выпускать наряду с гончарными изделиями более ценную продукцию – фарфоровые статуэтки. Естественно, на первых порах их качество было невысокое, ибо отсутствовали опытные кадры, и трудно было достать все необходимые материалы для приготовления качественной фарфоровой массы. Горно-фарфоровых изделий выпускалось один раз в два месяца.
Не было роста и 1947 году, как и в прежние годы, выпускались в основном гончарные изделия и частично (до 2 тыс. шт. в месяц) изделия из фарфоровой массы. Количество рабочих увеличилось на 10 человек. И теперь достигало 40 рабочих. Многие фарфоровые скульптурные изделия были старых образцов стиля «Рокко». Много нового внес в работу 1949 г., но прежде, чем говорить о новом, расскажем, что тогда представляла собой в то время артель.
Основное здание формовочного цеха, построенное ещё в начале организации предприятия. Площадью около 160 кв.м., находилось в аварийном состоянии. Художественный цех и модель-мастерская были в этом же помещении. Не в лучших условиях работал цех разработки материалов. В сентябре специальная комиссия Украинского промышленного совета оставила из 134 старых образцов только 28 наименований скульптурных изделий. В октябре предприятие приступило к работе по окончанию незаконченного строительства перед войной здания формовочного цеха. Этот год характерен тем, что артель прекращает выпуск малоценной продукции, такой как гончарные горшки, увеличивая вместо них выпуск фарфоровых изделий. Ежемесячно их выпускалось до 2-х тысяч единиц. К концу года предприятие освоило ряд новых скульптур «Лыжница», «Репка», бюст Т.Шевченка.
В течение всего 1950 г. Продолжалась работа по строительству основного производственного корпуса – формовочного цеха. Процесс глазурования в то время ещё не был освоен и роспись части скульптур – до половины всего их количества - производилась имевшимися тогда шестью художниками по бисквиту. В конце года на предприятии был получен локомобиль в 25 л.с., который вскоре заменил изношенный нефтяной двигатель. Производство по-прежнему оставалось не рентабельным из-за своей технической отсталости. На предприятие приходят новые люди, специалисты со средним специальным образованием с Киевского и Одесского училищ прикладного искусства.
Немало принес и 1951 г., был увеличен план выпуска изделий. В апреле этого года было окончено строительство формовочного цеха. В этом же году началось освоение процесса глазурования и к декабрю более половины всех изделий стали выпускаться в глазурованном виде, что улучшило их внешний вид и качество, сделало их более привлекательными. При помощи Украинского промышленного совета артель стала приобретать в Киевском товариществе художников образцы новых видов скульптурных изделий, настойчивая работа, которая велась в этом направлении, позволила освоить в течение года около 40 видов изделий и довести их до 70 наименований. Общее количество рабочих достигло 64 человека.
В 1952 г. План предприятия был увеличен примерно на 50% по сравнению с 1951 г. В виду аварийного состояния цеха разработки материалов и потребности в больших производственных площадях в июле был заложен фундамент нового здания цеха разработки материалов. Новой техники артель не получала, многие технологические операции приходилось выполнять с помощью ручного труда. К концу года более половины всех изделий выпускались глазурованными. Кадры массовых профессий – литейщицы, склейщицы готовились на месте, рабочий коллектив увеличился на 39 человек. Предприятие перешло в систему Украинского Художественного Промышленного Союза.
В 1953 г. Была вновь пересмотрена тематика выпускаемой продукции – из 70 наименований оставили только 10, коллектив по прежнему ведет работу по освоению новых изделий, получаемых из Киевского Союза Художников. Строительство цеха разработки материалов было окончено в декабре и началось его оснащение необходимым технологическим оборудованием. Кроме этого была построена первая очередь складов для хранения сырья и материалов. Так же значительное внимание уделялось повышению качества фарфоровой массы. На предприятии уже работают 102 человека. Все скульптурные изделия за исключением портретов, стали выпускаться только в глазурованном виде. Регулярно обжигалось 5-6 горен в месяц, что составляло приблизительно 10 тыс. единиц изделий. Впервые за послевоенные годы часть изделий начала расписываться золотом. С целью изучения опыта лучших предприятий фарфорофаянсовой промышленности, артель командирует бригаду из 7 человек на один из старейших заводов – Ленинградский завод им. Ломоносова. Предприятие продолжает освоение новых видов изделий. За год появилось в ассортименте около 20 новых наименований, самые яркие из них – «Иван-царевич», «Первая буква», «Тарас Бульба».
Выпускались они заводом долгие годы. 

1 октября 1956 г. Предприятие было передано в государственную систему, и с этого момента артель «Керамик», была переименована в Полонский завод художественной керамики.

Работает на ocStore
АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН ЛЕТОПИСЬ УФА © 2024