ВЕРБИЛКИ

Вид: Список / Сетка
На странице:
Сортировка:
БОЛЬШОЙ ЧАЙНИК
СССР, 1965-90е гг ..
5 000.00 р.
БРАТ ИВАНУШКИ ИЗ ТРИПТИХА "КОНЁК-ГОРБУНОК"
Вербилки (ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД) 1960-е годы, без реставрации ..
25 000.00 р.
ГОРЬКАЯ ДОЛЯ
Вербилки (Гарднер) 1920-е годы, без реставрации, высота 24 см   ..
75 000.00 р.
ИВАНУШКА ИЗ ТРИПТИХА КОНЕК ГОРБУНОК
Вербилки (ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД) 1960-е годы, без реставрации ..
10 000.00 р.
КАРАНДАШНИЦА С ФИГУРОЙ ПОГРАНИЧНИКА С БИНОКЛЕМ В РУКЕ
СССР, 1930-е годы, автор Трипольская Е.И. ..
30 000.00 р.
КАРАНДАШНИЦА С ФИГУРОЙ СИДЯЩЕГО СПОРТСМЕНА
СССР, 1930-е гг, автор Трипольская Е.И. ..
30 000.00 р.
ОБНАЖЕННАЯ ДЕВУШКА
СССР, 1954-65гг,  ВЕРБИЛКИ (ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД). РЕСТАВРАЦИЯ НЕ ОБНАРУЖЕНА. ОРИГИНАЛ. ..
10 000.00 р.
СИДЯЩАЯ БАЛЕРИНА
СССР, 1954-65гг,  ВЕРБИЛКИ (ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД). РЕСТАВРАЦИЯ НЕ ОБНАРУЖЕНА. ОРИГИНАЛ. ..
10 000.00 р.

Гарднеровский фарфор - в марте 1766 года обрусевшим английским купцом Францем Гарднером состоялось официальное открытие фабрики в поселке городского типа Вербилки. Хотя само производство было организовано раньше, в 1754 годуПрежде чем открыть свою фабрику, Гарднер много поездил по России, выискивая особую глину для фарфора. Лучший вариант он нашёл в уже знакомой ему Малороссии — на Черниговщине (так называемую «глуховскую»). Решив вопрос с сырьём, Гарднер дал обещание «завалить» Империю собственной фарфоровой посудой, дабы не платить за импортную (например, мейсенский фарфор).Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Гарднер пригласил из того же прославленного саксонского Мейсена. Одним из них был Иоганн Миллер, успевший поработать и на Императорском фарфоровом заводе под руководством Дмитрия Виноградова. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов и домов высшей аристократии, Гарднер, обладавший прирожденным даром к коммерции, наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и многие, кому не по карману было покупать импортный саксонский фарфор, охотно приобретали «родной», гарднеровский. Пришлось расширять производство: если в 1771 году на заводе в Вербилках работало 70 человек, то за десятилетие это количество удвоилось. Причем из полуторы сотен сотрудников лишь управляющий и художник были иностранцами.

Когда Франц Гарднер умер, его детище считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России. Дело продолжили наследники, в частности завод перешёл старшему сыну Францу Францевичу, ненадолго пережившему отца. Затем к жене Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале 19 века фабрика переходит к её сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство.

С 1833 фабрика освоила выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х годах — из опака (высший сорт фаянса). Гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных русских заводов.

В 1829 году фабрика получила золотую медаль на Первой промышленной выставке, а в 1855 году — особую благодарность императора и почётное право ставить на изделиях изображение теперь уже государственного двуглавого орла. В Российской империи это был эквивалент знака качества. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ» было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В середине 1850-х годов фабрика переходит к Владимиру Петровичу и Александру Петровичу, внукам Франца Гарднера. Затем, к концу 19 века, владелицей становится жена третьего брата, Павла Петровича, Елизавета Николаевна Гарднер, которая в итоге и продала фабрику.

Однако во 2-й половине 19 века художественный уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приёмов росписи, введение переводных картинок (декалькомании) с репродукциями салонной живописи, расчёт на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохраняют лишь «восточная» (для Средней Азии) и «трактирная» посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Ещё из возможных причин: обострение отношений с Англией после Крымской войны (в этот период на имущество «британско-подданных» накладывались аресты) и неспособность наследников Гарднера «притереться» к специфике отечественного бизнеса.

В середине 1880-х годов на фабрике вырабатывалось фарфоровых изделий на 208 тысяч рублей при 777 рабочих.

Возрождение предприятия в Вербилках пришлось на последнее десятилетие 19 века. Это было связано с появлением на российском фарфоровом рынке нового игрока. В 1892 году фабрика была куплена Матвеем Кузнецовым и успешно интегрирована в его Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.

На момент покупки фабрика переживала не лучшие времена, поэтому Кузнецов легко договорился с Елизаветой Гарднер, которая продала своё дело за 238 тысяч рублей, и еще за 500 рублей все заводские модели, формы, рисунки и образцы. Матвей Кузнецов оказался владельцем не только нового предприятия, но и первосортной торговой марки с полуторавековой историей, богатыми традициями, квалифицированными специалистами, отработанными технологиями иноу-хау.

 

С переходом фабрики в руки Кузнецова производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 года ставил на изделиях клеймо Гарднера (на этих условиях ему была продана фабрика).

После революции 1917 года предприятие национализировано и стало называться Дмитровский фарфоровый завод.

Работает на ocStore
АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН ЛЕТОПИСЬ УФА © 2021